«

»

Апр 14 2016

«СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ»

Screenshot_1Почему Церковь освящает пасхи и куличи: Пасхальный кулич — это церковно-обрядовая пища. Кулич — это род артоса на нижней степени освящения.

Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?

Нам, христианам, особенно следует причащать­ся в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжение Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемые пасхами и ку­личами, чтобы вкушение от них напоминало о при­чащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных пасох и куличей в Светлую седмицу у православных христиан можно уподобить ядению ветхозаветной пасхи, которую в
первый день седмицы Пасхальной народ Богоизб­ранный вкушал семейно (Исх. 12, 3 -4). Также по благословению и освящению христианских па­
сох и куличей верующие в первый день праздника, придя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и
телесное подкрепление: прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.

О семидневном праздновании Пасхи: Праздник Пасхи от самого своего начала был светлым, всеобщим, продолжительнейшим христи­анским торжеством.

С апостольских времен праздник христианской Пасхи продолжается семь дней (или восемь, если считать все дни непрерывного празднования Пасхи до Фомина понедельника).

Славя Пасху священную и таинственную, Пасху Христа Избавителя, Пасху, двери райские нам от­верзающую, Православная Церковь в продолжение всего светлого семидневного торжества имеет царс­кие врата отверстыми. Царские двери во всю Свет­лую седмицу не закрываются даже во время при­чащения священнослужителей.

Начиная с первого дня Пасхи и до вечерни праздника Святой Троицы коленопреклонений и земных по­клонов не полагается.

В богослужебном отношении вся Светлая седми­ца есть как бы один праздничный день: во все дни этой седмицы богослужение бывает то же, что и в пер­вый день, с немногими изменениями и переменами.

Пред началом Литургии во дни Пасхальной сед­мицы и до отдания Пасхи священнослужители чи­тают вместо «Царю Небесный» — «Христос Воскресе» (трижды).

Оканчивая светлое торжество Пасхи седмицею, Церковь продолжает его, хотя и с меньшей торже­ственностью, еще тридцать два дня — до Вознесения Господня.

О поведении православных христиан в Пасху: Древние христиане в продолжение великого торжества Пасхи ежедневно собирались для общественного богослужения.

Согласно благочестию первых христиан, на VI Вселенском Соборе постановлено для верных: «От святого дня воскресения Христа Бога нашего до недели новыя (Фомины), во всю седмицу верные должны во святых церквах непрестанно упражнятися во псалмех и пениих и песнех духовных, радуяся и торжествуя во Христе, и чтению Божественных писания внимая и Святыми Тайнами наслаждался. Ибо таким образом со Христом и мы купно вос­креснем и вознесемся. Того ради отнюдь в реченные дни не бывает конское ристалище или иное народное зрелище».

Древние христиане великий праздник Пасхи свя­тили особыми делами благочестия, милости и бла­готворения. Подражая Господу, Своим Воскресе­нием освободившему нас от уз греха и смерти, благочестивые цари отпирали в пасхальные дни темницы и прощали узников (но не уголовных преступни­ков). Простые христиане в эти дни помогали ни­щим, сирым и убогим. Брашно (то есть еда), освя­щенные в Пасху, раздавали бедным и тем делали их участниками радости в Светлый праздник.

Древний святой обычай, сохраняемый и ныне благочестивыми мирянами, состоит в том, чтобы во всю Светлую седмицу не опускать ни одного цер­ковного богослужения.

Что такое артос: Слово «артос» переводится с греческого как  «квасной хлеб» — общий всем членам Церкви освя­щенный хлеб, иначе — просфора всецелая.

Артос в продолжение всей Светлой седмицы за­нимает в храме самое видное место, вместе с образом Воскресения Господня, и в заключение пасхальных торжеств раздается верующим.

Употребляется артос с самого начала христиан­ства. В 40-й день по Воскресении Господь Иисус Христос вознесся на небо. Ученики и последователи Христовы находили утешение в молитвенных воспоминаниях о Господе: они припоминали каж­дое Его слово, каждый шаг и каждое действие. Когда сходились на общую молитву, они, вспоминая Тай­ную Вечерю, причащались Тела и Крови Христовых. Готовя обыкновенную трапезу, они первое место за столом оставляли невидимо присутствующему Госпо­ду и полагали на это место хлеб.

Подражая апостолам, первые пастыри Церкви установили в праздник Воскресения Христова по­лагать в храме хлеб, как в видимое выражение того, что пострадавший за нас Спаситель сделался для нас истинным хлебом жизни.

На артосе изображен крест, на котором виден только терновый венец, но нет Распятого — как знамение победы Христовой над смертью, или изоб­ражение Воскресения Христова.

С артосом соединяется и древнее церковное преда­ние, что апостолы оставляли за столом часть хлеба — долю Пречистой Матери Господа в напоминание по­стоянного общения с Ней — и после трапезы благого­вейно делили эту часть между собой. В монастырях этот обычай носит название Чин о Панагии, то есть воспоминание о Всесвятейшей Матери Господа. В приходских церквах этот хлеб Богоматери вспомина­ется раз в год в связи с раздроблением артоса.

Освящается артос особой молитвой, окроплени­ем святой водой и каждением в первый день Святой Пасхи на Литургии после заамвонной молитвы. Ар­тос полагается на солее, против царских врат, на уго­тованном столе, или аналое. После освящения арто­са аналой с артосом ставят на солее пред образом Спасителя, где артос лежит в течение всей Святой седмицы. Его сохраняют в храме всю Светлую седми­цу на аналое пред иконостасом. Во все дни Светлой седмицы по окончании Литургии с артосом торже­ственно совершается крестный ход вокруг храма.

В субботу Светлой седмицы по заамвонной мо­литве читается молитва на раздробление артоса, артос раздробляется и в конце Литургии при цело­вании креста раздается народу как святыня.

Как хранить и принимать артос: Частицы артоса, полученные в храме, благого­вейно хранятся верующими как духовное врачевство от болезней и немощей.

Артос употребляется в особых случаях, например, в болезни, и всегда со словами «Христос воскресе!».

Скачать весь текст